Скажу сразу: я счастлива, что ты здесь. Почему? Потому что как раз для тебя этот блог и создавался. Я собирала и собираю самые интересные, нужные, смешные, каверзные, на мой взгляд, вопросы, ответы на которые ты точно хочешь знать, и я рада, что эти ответы ты здесь можешь получить. P.S. Задавай свои вопросы! Пожалуйста! :)

четверг, 31 мая 2012 г.

Вопрос №9: Сколько времени нужно языку? Или "давай заведем ребенка!"

Я очень люблю свою работу. В силу многих причин. Не последний аргумент в пользу моей привязанности к ней - абсолютная свобода (и таки-да, иногда всё же необходимость, особенно из-за переговорного процесса в разных часовых поясах) в плане того, чтобы работать в режиме 24/7. 


Кстати, 24/7 - это полноценное английское слово, со всей серьезностью добавленное в толковые и прочие словари велииикого языка где-то в районе 2000 года. Означает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Синоним "all the time", и бывает прилагательным и наречием (как с существительным в '24/7 schedule' или с глаголом в 'communicate 24/7').


Так вот, к чему это я о графике. Свобода делать то, что хочется и/или нужно, - это большое счастье. Согласись. Ты хозяйничаешь, как знаешь, и это приятно. Ведь никто тебе не управа. При этом положительные эмоции увеличивают отдачу, ведь дополнительные мотивация и стимуляция - не нужны: ты работаешь тогда, когда тебе максимально удобно или получается.


Поэтому первый ответ на вопрос (поступающий снова и снова) о том, когда, как часто и сколько заниматься языком, - очень простой. Занимайся, когда тебе хочется. Так действительно будут задействованы по максимуму твои силы, и больше останется в памяти, опять же, благодаря положительному психологическому фону и тому режиму, в котором ты можешь полноценно отдыхать и так же работать.


Свобода выбора, тем не менее, - она же огромная ответственность. Перед собой. Если нет мотивации, то человек склонен откладывать важные дела на потом, растягивать процесс, ведь известно, что работа занимает всё время, на нее отведенное.


Итак, если мотивация слабовата (т.е. язык нужен из-под палки), давай себе очень сжатые сроки на работу и много отдыха. Хорошо отдохнув, ты не будешь отвлекаться на мелочи, т.к. будешь знать, что успеть надо много, а времени мало. Ну приблизительно по такому принципу огромная категория учащихся делает домашки прямо перед уроком. Иначе просто не было бы сил. :) (Бедняжки!)


Если мотивация есть, есть заинтересованность, то это лучший вариант, потому что на занятия захочется выделять время, и оно, закономерно, будет находится. Так что самое главное всё же - заинтересовать себя. (Думаю, об этом будут другие посты.)


Что касается длины/частоты и проч., то стандартное правило (ну что-то вроде "повторение - мать учения") - чем чаще, тем лучше (продолжительностью можно пренебречь), хоть каждый день по 5-10 минут, но уделяя внимание лишь тому, что проблемно и действительно нужно. Или если тебе невмоготу, то с любой частотой, удобной тебе, но помни: большие перерывы часто губительны. Почему? Да потому что любой навык - это постоянная работа мозга, его, так бы сказать, "хорошая физическая форма", а он - как мышца: без тренировки атрофируется.


Конкретные рекомендации всегда зависят от ситуации, и если ты занимаешься самостоятельно, и не можешь оценить сроки и интенсивность своей подготовки для конкретной цели, можешь обратиться с этим запросом к специалисту. Грамотный подход будет включать полный анализ твоего уровня, твоих целей и ожидаемых результатов, дат (экзаменов, переговоров, интервью, поездок - всего, для чего тебе нужно готовиться) и того, в каком режиме всё (или поэтапно - по мере продвижения к цели) осилить.


Технически выполнить такой анализ несложно и самому. Но во многих компаниях (как и в той, где работаю я) - эта услуга бесплатна для клиента. За дополнительную плату, скорее всего, с тобой проведут расширенное интервью, специально подобранное тестирование, разработают программу, но всегда можешь пытаться договориться об этой услуге как бонусе, если планируешь получать консультационные/образовательные/переводческие услуги в этой же компании. Например, готовить при помощи их специалистов анкеты для эмиграции, репетировать посольское собеседование и повышать свой уровень языка для жизни "там", за бугром.


Самая важная вещь, которую я бы с удовольствием озвучила - это моё личное видение того, как вообще вести себя в отношении изучения языка, как менять свое поведение, психологию, круг отношений и проч. Как я уже говорила, я обожаю свою работу. Помимо графика, общей наполненности и людей, с которыми мне приходится иметь дело, это - ещё и возможность творить. Особенно ярко это выражается опять же в полной свободе выражать свои мысли и идеи так, как мне нравится. А нравится мне - когда сочно и доходчиво. 


Мне часто говорят, что я сочиняю отличные примеры, когда нужно объяснить что-то сложное. Я рада это слышать, потому что примеры у меня всегда свои, в основном, и в виде образов-картинок. И вот один из последних - аналогия овладевания языком с ребенком.


Как? И почему ребенок? Да потому что детей подспудно любят все, кроме патологических случаев, и представлять себе хорошенького бутуза, эдакого своего особенного малыша - легко и изящно. Зачем нам тамагочи? 


Есть старый зверский анекдот о "завести ребенка", который я, конечно же (как всегда, всё моё окружение то и дело подкалывает по этому поводу), весь не помню, но последней фразы достаточно (сорри за жесткость темы :D), которая: "А ты попробуй вначале заведи меня!" :) О чем фраза? О том, что я уже упомянула: нужно "завестись" языком, самой идеей, что он у тебя может быть, и быть твоим и классным. Но это отдельная тема. О мотивации я еще поговорю. Сегодня больше о процессе "взращивания" своего ребенка, то есть языка. 


Почему такая аналогия? Да потому что язык, как если бы он был твой малыш, ПОСТОЯННО нуждается в тебе, твоей заботе, твоем ХОРОШЕМ к нему отношении - тогда и от него можно будет ждать чего-то хорошего. Как и ребенка, его нужно кормить (подпитывать новыми знаниями: словами и речевыми конструкциями), гулять с ним ("ходить в народ" - то бишь практиковаться говорить на нём с максимально большим количеством людей, вообще "выводить в свет" - на иностранные сайты, в кино, даже в круг документов на изучаемом языке), следить за его здоровьем (постоянно проверять свой уровень и не давать ему упасть), и проч., и проч. 


Шутить и спорить по поводу этого сравнения можно и, может быть, нужно. Но, думаю, самое главное, усвоить некоторую закономерность: детям нужна забота, им нужно твое внимание и время. От этого малыш только расцветает и радует тебя. Конечно, как и с детьми, пока он (уровень языка) маленький, ему нужно много есть, много спать (делай перерывы для переработки информации, если очень устаешь, и тяжело воспринимать новое) и много гулять (практика, практика и еще раз - практика), и поначалу всё очень просто и элементарно, доходчиво для его уровня развития - растолковывать. В первые месяцы и годы жизни - этот малыш только учится говорить и ходить, и вообще всё делать самостоятельно (это когда тебе уже не надо о нём думать, говорение и обучение дошли до автоматизма), но когда он вырастает - времени и внимания ему можно уделять меньше - как же: теперь не ты, а он тебя может прокормить и на руках поносить! :) 



Придумай сам, каким ты себе свой язык представляешь. (Да-да, я не шучу, абсолютно неабстрактное представление себе какого-нибудь привлекательного улыбающегося и тянущегося к тебе малыша - делу только поможет!) Какой ты для него родитель? Добрый? Заботливый? Тебе важно, каким он станет? Тебе не будет за него стыдно? Тебе не горько сейчас, что ты не находишь на него если не часы, то хоть минутки - в своем графике? А ведь он без тебя - не-а - ни-ку-да, особенно пока он кроха. Да и потом, вам быть вместе всю жизнь. Главное - не забывать свое детище. Увы и к глубочайшему сожалению - потерять своё дитя, если это язык, - очень просто. Достаточно просто перестать им заниматься. 


Так что - расти себе на радость то создание, с которым тебе будет радостно жить, и помни, ему нужны не дяди-тети, учителя или учебники. В первую очередь, он ОЧЕНЬ НУЖДАЕТСЯ В ТЕБЕ. 

2 комментария:

  1. Отличное сравнение с ребенком! Просто в восторге! Думаю такой подход мне во многом поможет ;) Спасибо Инна!

    ОтветитьУдалить

Привет! Можешь оставить комментарий. Предупреждаю, он появится только после того, как будет одобрен модератором. Вежливость приветствуется. Спасибо.