Скажу сразу: я счастлива, что ты здесь. Почему? Потому что как раз для тебя этот блог и создавался. Я собирала и собираю самые интересные, нужные, смешные, каверзные, на мой взгляд, вопросы, ответы на которые ты точно хочешь знать, и я рада, что эти ответы ты здесь можешь получить. P.S. Задавай свои вопросы! Пожалуйста! :)

четверг, 24 мая 2012 г.

Вопрос №5: Как сдавать экзамены? Или учимся у великих.

Когда жизнь экзаменует, первыми, как известно, сдают нервы.


Чтобы этого не произошло, какой бы жизненный экзамен не надо было сдавать, школьный, профессиональный, языковой или даже на счастье быть взаимно любимым (наверное, один из сложнейших - открывать свои чувства и ждать ответа... ведь получение отказа - сильнейший стресс - куда там какой-нибудь поточной аттестации!), прежде всего - не нервничай! Легко сказать! Да? Рецептов много, и об этом не сегодня.


Сегодня о другом.


Каждый слышал высказывание, что опыт - лучший учитель. Со своей колокольни я имею неосторожность с этим частично не соглашаться, потому что можно набивать шишки каждый день, и так всю жизнь... и ничему не научиться.


Однако, у этого мнения есть и своя положительная лицевая сторона. Чем больше экзаменов сдаешь, тем меньше беспокоишься по этому поводу. Чем-то сродни такой технике психотерапии, которая называется систематическая десенсибилизация, - постоянное и постепенное погружение в пугающую ситуацию до тех пор, пока она уже перестает пугать. Как это работает в плане экзаменов - ну, представим, что ты в процессе обучения и тестирования, и постоянно делаешь ошибки, и так 1000, одна за другой. Могу с большой долей уверенности предположить, что на 1001-ю ты будешь смотреть уже несколько расслабленно... ведь их сколько уже было! Подумаешь, еще одна... Конечно, ситуации и ошибки бывают разные, и в  редких, действительно требующих вмешательства психолога-психотерапевта, случаях - человеку и частотой не поможешь (там нужны другие техники, которые, впрочем, не так уже и плохи и могут использоваться и теми, кому до патологического панического страха экзаменов далеко), но...


Если вопрос нервов стоит ребром, то здесь всё же - чем чаще, тем лучше. Лучше для уверенности в себе и своих силах в ответственный момент сдачи экзамена, и собственно для знаний. Если один важный экзамен пересдавать не получится (и, в принципе, приучай себя к тому, что пересдавать не надо), то в процессе подготовки нужно сымитировать экзаменационную ситуацию. Взять те же билеты, задания, тесты, добавить неожиданности (выбор наугад), и потом нужно без халтуры постараться воспроизвести всё так, как было бы в реальности. Повторение - мать учения. И последние исследования психологов доказывают, что повторение-чтение-делание чего-то с подготовительными материалами (конспекты, учебники) дают только немного больше уверенности в себе, и да, закрепляют знания, но выучивание информации происходит в тот момент, когда все атрибуты подготовки исчезают, и нужно без поддержки воспроизводить то, что нужно на экзамене. Так память действительно работает.


Естественно, одного повторения мало. Поэтому постарайся разбить, насколько позволяет время, подготовку во времени, и придерживайся графика. Как говорил великий маршал Суворов, "Дисциплина - мать победы."


Да, подготовка важна. И она помогает убрать, хотя бы снизить, страх перед экзаменационной ситуацией.


Есть еще одна тема - не менее важная. Допустим, подготовка прошла на ура или около того, и даже с дыханием-сердцебиением-потением и "ой-что-мама-скажет?" ты справляешься неплохо. Остается еще один очень серьезный момент. Всё-таки результативность на экзамене.


Здесь поможет уже известная цитата про опыт (который лучший учитель), но уже в более приемлемой формулировке. Это когда опыт других. Например, авторов учебника, ученых, которые избавили тебя от необходимости самому создавать и проверять теории или доказывать теоремы. А сегодня нам поможет опыт Билла Гейтса.


Помню, какое неизгладимое впечатление на меня произвела как-то одна его биография. Была хорошо написана, но полюбилась мне не этим. А всего лишь одной маленькой мелочью - цитатой самого Уильяма Гeнри Гейтса III, или дяди Билли, как мы все его иногда втихаря называем.


Сказал он следующее. "Успех - наихудший учитель. Он заставляет умных людей думать, что они не могут совершить ошибку."


Вдумайся. Чистая правда.


Теперь об экзамене. Почему успех мешает быть успешным? Да потому что при кажущейся тебе стопроцентной (или менее серьезной, но всё же) готовности, скорее всего, на эмоциональном подъеме от осознания того, что ты крут и всё знаешь (даже если НИКОГДА до этого ошибок и провалов у тебя не было), или из-за нервозности и нерешительности ("ой-мама!-что-это?!"), или из-за лимита времени, недостатка свежего воздуха в комнате, да чего угодно ещё - ошибки легко допустить.


Откровенно говоря, на этой слабинке любого экзаменующегося - то есть поверхностности в отношении своих знаний и ответов, построены почти все тестовые задания и современные оценочные технологии. При создании тестов задания проверяются очень долго на обширных группах людей, на которых "шлифуются". Так, на тестирование пилотных вариантов заданий и ответов экзамена IELTS уходит 2 года, и только потом настоящий тест пускают в народ, заметив, на чем "сыпятся", и включив как можно больше такого в тексты и ответы).


Самое базовое правило при подготовке и во время сдачи - не считать, что действительно не можешь ошибиться. Можешь, еще как. Из этого вытекает базовое следствие №1:


ВСЕГДА ДОСКОНАЛЬНО ПРОВЕРЯЙ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОНИМАЕШЬ ЗАДАНИЕ


(потому что если нет - не сдаешь моментально: ведь ты не отвечаешь на поставленный вопрос!)


И не менее важно следствие №2:


ВСЕГДА ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЙ СВОИ ОТВЕТЫ


(УСТНО ТОЖЕ - НЕ ТОРОПИСЬ, ОТВЕЧАЯ, - ТАК ТРУДНЕЙ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ).


Только постоянная настороженность в отношении всей информации, что от тебя исходит, - залог успеха.


Желаю удачи на сдаче!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Привет! Можешь оставить комментарий. Предупреждаю, он появится только после того, как будет одобрен модератором. Вежливость приветствуется. Спасибо.